Карта сайта

Приемка и хранение свеклы на заводе

Оглавление

Период уборки свеклы составляет 40-50 суток, и за это время свекла должна быть вывезена с полей автомобильным транспортом и уложена для хранения на периферийных складах (свеклопунктах) и призаводском складе. По мере необходимости свеклу со свеклопунктов автомобильным или железнодорожным транспортом доставляют на завод.

Сахарная свекла начального периода уборки (первая половина сентября) не может длительно храниться, поэтому она сразу поступает в переработку. Для того чтобы завод мог нормально работать при возможных в это время перебоях в поступлении свеклы, на заводе необходимо иметь примерно трехсуточный (по мощности завода) запас её. Этот запас создается в расходном (оперативном) складе краткосрочного хранения, называемом бурачной. Эта же бурачная используется для приемки свеклы, доставляемой автомобильным или железнодорожным транспортом со свеклопунктов.

Бурачные бывают с раздельным складированием, т.е. когда свекла автомобильной и железнодорожной доставки складируется раздельно, и бурачные с совмещенным складированием.

Бурачная сооружается из железобетона с заглублением в землю на 2-3 м и более, оборудована гидрантами-водобоями для смыва свеклы в гидротранспортеры, подающие её в завод. По центру бурачной на эстакаде смонтирована железнодорожная колея, куда подают вагоны под разгрузку (рис. 38).

Обычно свеклу перевозят в полувагонах грузоподъемностью 60 т , выгружается она через нижние люки самотеком. Автомашины разгружаются в бурачную с площадок по сторонам бурачной.

Из бурачных подача свеклы в завод затруднена, так как лоток главного гидротранспортера приходится сильно заглублять в землю. По этой причине на многих сахарных заводах, где не получают свеклу по железной дороге, бурачные заменили сплавными площадками. Сплавная площадка предназначена для интенсивной подачи свеклы в завод в период вывозки её с полей или из "сухих" складов, а также для приема из любого места хранения и подачи свеклы, которую нужно немедленно переработать.

Сплавная площадка (рис. 39) располагается на уровне земли вблизи от станции подъема свеклы и рассчитана на двухсуточный запас.

Она имеет наклонные (уклон 150 мм на 1 пог. м) плоскости 5 с твердым покрытием и гидравлические транспортеры 4. Площадка оснащается воздуховодами 3 и вентиляторами 1 для подачи в слой свеклы охлаждающего воздуха и гидрантами 2 для подачи свеклы в гидротранспортеры. Укладка свеклы на площадку осуществляется свеклоукладочными машинами.

Свеклу, предназначенную для длительного хранения, укладывают на специально отведенном и соответствующим образом подготовленном земельном участке - кагатном поле.

Для успешного хранения свеклы с минимальными потерями необходимы следующие основные мероприятия:

  • тщательная дезинфекция кагатного поля и свеклы;
  • очистка свеклы от примесей (в ворохе свеклы в качестве примесей присутствуют: земля связанная и свободная, ботва и травянистые примеси, минеральные примеси, в т.ч. камни и песок, свекловичные осколки и хвостики и др. примеси);
  • предохранение свеклы от увядания, подмораживания, механических повреждений и т.д.;
  • сортировка свеклы по зрелости и качеству, соблюдение очередности переработки;
  • организация тщательного контроля за состоянием свеклы в период хранения.

свекла укладывается в кагаты, или бурты правильной формы. Для длительного хранения свеклу обычно укладывают после 1 октября. Раньше этого срока температура воздуха в основных районах свеклосеяния еще слишком высока и уложенная свекла усиленно дышит и плохо хранится.

Кагат свеклы (рис. 40) имеет форму усеченной пирамиды.

Отношение высоты кагата к ширине принимают (1:4)...(1:5) как оптимальное по воздухообмену и тепловлагообмену.

Свеклу, предназначенную для длительного хранения, укладывают в кагаты высотой 5м и более и шириной основания не менее 18 м, свеклу средних сроков хранения - в кагаты высотой 3 - 4 м и шириной основания 12 - 16 м.

Некондиционную свеклу ранних сроков уборки укладывают в кагаты краткосрочного хранения высотой не более 2 м и шириной основания 8 - 12 м.

Предельные размеры кагатов (ширина и высота) зависят от системы применяемых свеклоукладочных машин, а длина кагатов - от размеров складской площадки, расположения дорог и гидравлических транспортеров. В поперечном сечении верх кагатов должен образовывать конёк - подъем к средней продольной линии (5 - 8 см на 1 м ширины кагата). Ширина проезда между длинными сторонами кагатов составляет 10 м, между торцовыми сторонами - 6 м. Угол наклона боковых сторон кагата 40о. Расчетная объемная масса свеклы 0,65 т/м3. На 1 га кагатного поля в зависимости от размера кагатов (50 - 100 м) размещается от 6 до 20 тыс. т свеклы.

Перед укладкой свеклы подкагатные земляные площадки выравнивают, поливают водой и для дезинфекции обрабатывают известковым молоком плотностью 1,03-1,05 г/см3 (5 л на 1 м2). На ряде заводов применяют бетонные кагатные поля. Чтобы уменьшить интенсивность прорастания, корнеплоды свеклы перед укладкой в кагаты обрабатывают 1 %-ным водным раствором гидразида малеиновой кислоты в количестве 3 - 4 л/т или смесью хлорной извести и фильтрационного осадка. Свеклу, содержащую подвяленные и сильно механически поврежденные корнеплоды, обрабатывают пирокатехином.

Поверхность сформированных кагатов несколько раз опрыскивают известковым молоком до образования устойчивого белого покрова, что способствует отражению солнечных лучей и снижению интенсивности увядания корнеплодов. У каждого высокого кагата устанавливают лестницу с поручнями для осмотра свеклы на верхней площадке и проведения других работ по уходу за ней во время хранения.

После укладки кагат укрывают, чтобы не допустить увядания свеклы. Для этой цели применяют различные тепло- и гидроизоляционные материалы неорганического и органического происхождения: минеральные войлок или вату в виде рулонов или листов, камышитовые щиты, соломитовые плиты, древесностружечные плиты, фибролит, рулонные полиэтиленовые или полихлорвиниловые панели и др. Наиболее перспективными являются изоляционные материалы из вспениваемых полистирола, полиуретана. Укрытия любого типа должны иметь небольшую массу при значительных габаритных размерах, достаточную прочность, биостойкость. Они должны обладать легкостью в сборке и разборке, транспортировке.

Материалами для изготовления камышитовых щитов служат камыш, осока и другие жесткие травы. Расположение стеблей трав в матах поперечное. Прошивка производится непрерывным швом шпагатом. Размеры матов: длина 2000 - 2300 мм, ширина 1000 - 1500 мм, толщина 40 - 80 мм. Объемная масса 200 - 360 кг/м3.

Рулонные полиэтиленовые панели состоят из полиэтиленовой пленки, теплоизоляционного вкладыша из холстопрошивного ватина и капронового шнура для соединения панелей по длине. Длина панели - 9 и 13 м , ширина - 1410 мм, толщина 10 мм.

Во время хранения в свекле продолжаются жизненные процессы. свекла после выкопки остается живым растительным организмом, прекращается только её рост. Дыхание свеклы в кагатах продолжается. При этом происходит биологическое разложение сахара в основном на углекислоту и воду, которые выделяются в окружающий воздух. В процессе дыхания небольшая часть сахара превращается в несахаристые органические вещества, которые понижают чистоту свекловичного сока.

Таким образом, даже при хранении совершенно здоровой свеклы часть сахара теряется.

Чем выше температура, при которой хранится свекла, тем интенсивнее протекает дыхание и тем выше потери сахара. Всякое заболевание свеклы немедленно вызывает повышение температуры. Поэтому контроль температуры свеклы в кагатах является основной задачей при наблюдении за её хранением.

Для определения температуры в каждом кагате устанавливают термометры (так называемые кагатные ртутные термометры, а также электрические термометры сопротивления) из расчета примерно один термометр на каждые 200-300 т свеклы, но не менее трех термометров на кагат. Температуру в кагатах определяют один раз в сутки - в 7 часов утра. В это же время определяют температуру наружного воздуха.

В зависимости от температуры в кагате принимают соответствующие меры. В теплые осенние месяцы, если температура в кагате превышает + 9оС, свеклу нужно охладить; для этого в ночное время снимают маты. Если же температура упадет до + 2оС, то кагаты дополнительно укрывают матами сверху и с боков. Если в отдельных местах кагата температура повышается на значительную величину, например, на 2-3оС выше средней по кагату, то это сигнализирует о развившемся в этом месте гниении свеклы. Загнившую часть свеклы немедленно выбирают из кагата и это место заполняют соломой.

При хранении свеклы масса её обычно уменьшается за счет расходуемого на дыхание сахара и испарения влаги при усыхании. Уменьшение веса зависит от метеорологических условий и колеблется за весь сезон хранения в пределах 1,5 - 3,0 % к массе уложенной свеклы.

Кроме такого метода хранения свеклы применяют и усовершенствованные методы: активное вентилирование кагатов и замораживание свеклы естественным холодом при помощи вентиляторов.

Для активного вентилирования на площадке кагатного поля укладывают поверхностные или углубленные в землю воздуховоды, в которые вдувается вентилятором наружный воздух, вытесняющий согревшийся воздух из кагата. Такое активное вентилирование производится в теплый осенний период, преимущественно в ночное время и притом до наступления морозов. Применение воздуха с температурой ниже нуля может привести к частичному подмораживанию свеклы. Количество воздуха для вентиляции составляет 30 - 60 м3/ч на 1 т хранящейся свеклы.

Замораживание свеклы естественным холодом производится в районах с устойчивыми зимними холодами (Сибирь, Башкирия). При этом в кагаты в течение нескольких суток вентилятором вдувается наружный морозный воздух. Замораживание свеклы ведется до температуры её -12 - -15оС, при которой свекловичные корни как бы закостеневают. Кагаты с замороженной свеклой во избежание оттаивания тщательно укрывают. Замороженная свекла может храниться почти без потерь сахара до конца мая-июня.

Потери свекломассы и сахара при приемке и хранении свеклы на сахарных заводах не должны превышать установленных нормативов.

Предельно допустимые потери свекломассы, % к массе обработанной, хранимой или транспортируемой свеклы:

- при работе машин и механизмов - 0,40 - 0,70
- при хранении - 0,050 - 0,066 в сутки
- при транспортировании свеклы железнодорожным транспортом (в зависимости от расстояния) - 0,25 - 2,40
- при транспортировании свеклы автотранспортом (в зависимости от расстояния) - 0,23 - 1,17
- при подаче свеклы в переработку:  
      - в гидротранспортере - 0,20
      - в свеклонасосе - 0,70
      - в механизмах на гидротранспортере - 0,20

 

Предельно допустимые потери сахара при хранении свеклы, % к массе хранимой свеклы:

- при хранении в кагатах без вентиляции - 0,018 - 0,022 в сутки
- при хранении в кагатах с активной вентиляцией - 0,012 - 0,014 в сутки
- при хранении в бурачных - 0,055 - 0,075 в сутки
- в воде гидротранспортера - 0,21 - 0,34

 

Исходные данные для расчета нормативных потерь свекломассы и сахара для сахарного завода, получающего сырье автотранспортом:

- планируемое к переработке количество свеклы, тыс. т - 300
- количество свеклы, принятой непосредственно в бурачную, тыс. т - 60
- количество свеклы, направленной на хранение, тыс. т - 240
            в т.ч. на краткосрочное, тыс. т - 60
- количество свеклы, обработанной на свеклоукладчиках, тыс. т - 300
- количество свеклы, погруженной тракторными погрузчиками, тыс. т - 45
- количество свеклы, поданной бульдозерами, тыс. т - 195
- содержание в свекле корнеплодов с сильными механическими повреждениями, % - 13
- Сахаристость свеклы, % - 16,0
- продолжительность хранения свеклы в бурачных, сут - 2
- средняя продолжительность хранения свеклы в кагатах среднего и длительного хранения, сут - 26
- средняя продолжительность хранения свеклы в кагатах краткосрочного хранения, сут - 4
- длительность пребывания свеклы в гидротранспортерах, мин - 30
- среднее расстояние перевозки свеклы автотранспортом, км - 3

 

Потери свеклы и сахара, тонн:

  свекла сахар
- при разгрузке и укладке свеклы свеклоукладчиками 2100 336
- при хранении в кагатах 3178 1089
- при погрузке свеклы в автомашины тракторными погрузчиками 293 47
- при перевозке автотранспортом 102 16
- при выгрузке из автомашин в бурачную 268 43
- при подаче в гидротранспортер бульдозерами 780 125
- при хранении в бурачных 233 244
ИТОГО до гидротранспортера 6954 1900
- в гидротранспортере 586 894
- в свеклонасосах 2047 246
- в ботвокамнеловушках 581 70
ИТОГО до свекломоек 10168 или 3,39 % к массе принятой свеклы 3110 или 1,04 % к массе принятой свеклы

Кроме естественных и неизбежных потерь сахарозы на дыхание при хранении свеклы в свежем состоянии, возможны потери в результате жизнедеятельности бактерий и плесеней, развивающихся на разрушенных тканях корня. Заболеваниям легко подвергается свекла раненая, вялая, подмороженная или оттаявшая после замораживания. Источниками заболеваний являются различные бактерии и грибки, находящиеся в воздухе и на поверхности корня вместе с частицами почвы.

Микроорганизмы вначале развиваются на отмерших клетках свеклы, а затем начинают поражать живую ткань корня (рис. 41).

При хранении свеклы решающее значение имеет её состояние, и в первую очередь отсутствие ранений и механических повреждений.

Оттаявшая свекла также является прекрасной питательной средой для микроорганизмов. Первоначально на ней развиваются плесени, которые разрушают клетки поверхностного слоя кожицы. Они открывают доступ гнилостным бактериям к внутренним клеткам корня.

Грибки (плесени) образуют колонии на поверхности корня и требуют для своего развития присутствия воздуха. Они хорошо развиваются в кислой среде, которую создают сами, окисляя сахарозу кислородом воздуха до соответствующих органических кислот. Наибольшая активность грибков проявляется в осенний период хранения, в зимний период они теряют свою активность.

Для предохранения сахарной свеклы, находящейся на хранении, от болезней необходимо поддерживать температуру на возможно более низком уровне, но не ниже нуля, удалять примеси (землю, ботву, "бой" свеклы), дезинфицировать свеклу, поступающую на хранение, предохранять её от увядания, замораживания и быстрого оттаивания, сортировать и распределять её в кагаты в зависимости от степени зрелости и качества, соблюдать очередность переработки, тщательно контролировать её состояние во время хранения.

С целью снижения потерь сырья и сахара, вызванных прорастанием, загниванием и дыханием сахарной свеклы средних и длительных сроков хранения, следует производить обработку корнеплодов растворами биологически активных препаратов: натриевой солью гидразида малеиновой кислоты, пирокатехином (подавляет ростовые и гнилостные процессы), консервантом совмещенного действия - КСД-1 (подавляет гнилостные, ростовые процессы, тормозит интенсивность дыхания), картоцидом (подавляет гнилостные процессы, ингибирует интенсивность дыхания).

свекла, поступающая на сахарный завод, взвешивается и подвергается анализу на загрязненность, Сахаристость и другие показатели.

Для взвешивания устанавливается два блока весов: весы "брутто" для взвешивания автомобилей со свеклой и весы "тара" для взвешивания разгруженных автомобилей. По разности взвешивания определяют массу принятой свекломассы. В каждом таком блоке находится несколько весов, их число рассчитывается по объему поставки свеклы на данный завод. На заводах применяют платформенные автомобильные весы с циферблатным указателем с верхним пределом взвешивания 30 и 60 т .

Анализ свеклы на загрязненность, Сахаристость и другие показатели производится в сырьевой лаборатории. Проведение большого количества анализов (40 - 60 в час) вручную чрезвычайно сложно и трудоемко. В связи с этим, а также в целях получения не зависящих от человека результатов, используют специальные механизированные и автоматизированные линии. Как правило, таких линий две: одна для отбора проб свеклы из автомашин и анализа её на загрязненность, другая для анализа свеклы на Сахаристость и другие показатели.

На многих отечественных сахарных заводах применяется установка "Рюпро" (рис. 42), позволяющая провести 50 анализов в час.

Установка состоит из пробоотборника и линии для определения загрязненности. Пробоотборник 2 смонтирован на электрифицированной тележке, передвигающейся по рельсам на постаменте 1, под которым устанавливается автомашина со свеклой. Пробоотборная труба имеет прямоугольное сечение размерами 200х200 мм с грейферным затвором и щупом на конце. Пробоотборник, управляемый оператором, перемещается над кузовом автомашины до предварительно выбранного места. Затем с помощью гидроцилиндров пробоотборная труба опускается и проходит весь слой свеклы до дна кузова. При касании дна срабатывает щуп, опускание трубы прекращается, грейферные заслонки на конце трубы закрываются и труба вместе с находящейся в ней свекломассой (примерно 50 кг) поднимается. После этого пробоотборник передвигается к специальной воронке, расположенной в проеме на крыше здания, в котором размещена установка для определения загрязненности. При этом у воронки открывается крышка, и свекла с помощью поршня выталкивается из трубы пробоотборника , попадая через воронку в ковш, находящийся на весах "брутто" 3 . Масса загрязненной свеклы (брутто) записывается оператором на механическом печатающем устройстве (на специальной карточке).

При помощи гидроцилиндров ковш этих весов поворачивается на 90 о и проба свеклы по желобу 4 ссыпается в свекломойку 5. В цилиндрической свекломойке проба свеклы попадает на горизонтальный вращающийся диск. При вращении свеклы вместе с диском на неё постоянно направляется моечная вода через установленные над диском сопла. Грязная вода постоянно выводится из свекломойки, следовательно, проба свеклы соприкасается только с чистой водой.

Спустя некоторое время подача моечной воды прекращается и в цилиндрическом корпусе свекломойки открывается дверца. Под действием центробежной силы отмытая свекла ссыпается из свекломойки на транспортер 6, который подает её к сортировочному столу. На сортировочном столе свекла вручную окончательно очищается от примесей и транспортером подается в ковш, установленный на весах "нетто" 7 . Здесь определяется масса чистой свеклы, и рабочий с помощью механического печатающего устройства записывает результат взвешивания на карточке, доставленной от весов "брутто".

После этого ковш весов "нетто" с помощью гидроцилиндра поворачивается на 90о и проба свеклы по транспортеру поступает на линию для определения сахаристости. Эта автоматизированная линия состоит из устройств для приготовления пробы свекловичной кашки, получения из неё свекловичного сока и автоматических приборов для определения сахаристости свеклы и содержания в ней калия, натрия и альфа-аминного азота.

При гидромеханизированной подаче свеклы в производство свекла из кагатов механизмами (бульдозер, грейферный кран, свеклоподаватель) подается в расположенный под или рядом с кагатом гидротранспортер, где она подхватывается потоком воды и сплавляется в моечное отделение завода. Наиболее эффективной является подача свеклы из кагата в рядом расположенный гидротранспортер с помощью свеклоподавателя. В этом случае происходит равномерная, соответствующая производительности завода в данный момент, подача свеклы в гидротранспортер, отсутствуют раздавливание свеклы и попадание в гидротранспортер дополнительного количества земли.

Свеклоподаватель (рис. 43) представляет собой экскаватор 1 на гусеничном ходу, у которого на нижней стороне специальной стрелы 4 с помощью канатов 2 возвратно-поступательно перемещается каретка с укрепленным на ней скребком 5.

При этом подача свеклы осуществляется при движении скребка в сторону экскаватора, т.е. "на себя". Свеклоподаватель располагается за кагатом и гидротранспортером. Стрела опускается на кагат, и при движении каретки в сторону экскаватора скребок подает свеклу в гидротранспортер. Затем стрела с помощью канатно-полиспастной системы 3 либо несколько поднимается вверх, либо сдвигается в сторону, скребок движется к противоположному концу стрелы, стрела опускается на кагат, и цикл повторяется.

По мере выгрузки свеклы из кагата стрела постепенно опускается, но в самом нижнем положении скребок не касается земли, что предотвращает сгребание её в гидротранспортер. Такая система позволяет отказаться от использования ляд (специальные щитки), которыми необходимо закрывать гидротранспортер, расположенный под кагатом, ликвидирует тяжелый физический труд при их подъеме. Кроме того, можно направлять свеклу в производство из любой зоны разгружаемого кагата. Это способствует снижению потерь свекломассы.

подача свеклы из кагатов возможна и негидромеханизированным методом. В этом случае свекла из кагатов забирается (тракторным погрузчиком, грейферным краном) без присутствия воды и подается в автомобиль, который отвозит её в бурачную, либо на сплавную площадку, из которых свекла по гидротранспортеру направляется в завод.

Кагатное поле оснащается окружной автомобильной дорогой и дорогами вдоль кагатов с твердым покрытием, допускающим работу на них гусеничного транспорта. Ширина проезжей части дорог вдоль кагатов должна быть не менее 7 м.

Значительный рост объема заготовок свеклы и сокращение сроков уборки на основе механизации приводят к увеличению количества сырья, подлежащего хранению до переработки. В этих условиях хранение свеклы на кагатном поле оказывается неэффективным: не хватает земельных участков, укрывочных материалов, рабочей силы для ухода за кагатами и др. Большие затруднения нередко создаются при транспортировке свеклы из кагатов на переработку, особенно во время распутицы. Весьма высоки трудовые затраты при приемке и хранении свеклы в кагатах. Поэтому проводятся работы по совершенствованию складов свеклы. На некоторых заводах применяют так называемые комплексно-механизированные склады. Основными достоинствами их являются относительно небольшая площадь, высокий уровень и степень механизации, высокая производительность труда, сравнительно низкие эксплуатационные затраты.

Склады с комплексной механизацией всех работ и твердым покрытием вмещают в 2,5-3 раза больше свеклы, чем кагаты на грунтовых кагатных полях.

На рис. 44 показан механизированный склад из трех секций.

В каждой секции склада имеется два заглубленных лотка шириной по 24 м, между которыми расположена дорога шириной 22 м для проезда свеклоукладчиков и автомашин. Лоток в секции разделен на отсеки поперечными железобетонными воздуховодами диаметром 1 м, расположенными через каждые 10 м. На нижней поверхности воздуховодов имеются воздуховыпускные щели шириной 50 мм. На одном конце воздуховода со стороны сборного гидротранспортера устанавливают осевой вентилятор, а второй конец заходит под дорогу. Плиты, перекрывающие концы воздуховода на дороге, имеют отверстия для выхода воздуха.

Посредине отсеков (поперек лотка) проходят желоба гидротранспортеров, соединенные со сборными гидротранспортерами. Из отсеков в гидротранспортер свеклу смывают переносными водобоями. Вокруг секций расположена дорога с твердым покрытием.

В секции склада можно укладывать два кагата шириной 30 м и высотой 8 - 10 м, оставляя дорогу между ними свободной, или один кагат шириной 70 м и высотой до 10 м (с заполнением дороги). В первом случае на 1 м длины кагата вмещается 250 - 300 т свеклы, во втором - до 400 т.

В период массовой уборки свеклы механизированный склад работает как сплавная площадка, т.е. в оборотном режиме, с неоднократным заполнением и опорожнением секций. За время уборки свеклы через склад проходит около половины всей заготовляемой свеклы. При необходимости свеклу можно брать из любого места склада с помощью переносных водобоев или передвижного гидромонитора (с проезжей части).

При использовании механизированных складов потери свеклы по сравнению с кагатными полями снижаются на 20 - 30 %, исключаются раздавливание её машинами и загрязнение землей.

На рис. 45 показана технологическая схема комбинированного призаводского склада свеклы, состоящего из нескольких секций комплексно-механизированного склада и расположенного рядом с ним гидромеханизированного кагатного поля.

свекла автомобилями 1 доставляется на призаводской склад к пункту 2 контроля качества сырья, который состоит из двух открытых помостов. Здесь браковщик осматривает свеклу и с помощью некоторых приспособлений определяет её соответствие требованиям стандарта (качество обрезки корнеплодов, примерное содержание зеленой массы, наличие загнивших, подвяленных, подмороженных, деревянистых, дуплистых, пораженных болезнями корнеплодов и пр.). Затем автомобили со свеклой взвешиваются на весах "брутто" 3, затем бoльшая их часть (88-90 %) направляется на собственно склад, а остальные автомашины (10-12 %) - в механизированную сырьевую лабораторию 4 для определения загрязненности и сахаристости свеклы. После взятия пробы свеклу сгружают в склад. Отобранную пробу свеклы после определения в ней загрязненности отправляют также на склад.

На комплексно-механизированном складе 5 автомобили разгружаются фронтальной машиной 6. Уложенная свекла укрывается рулонными материалами машиной 7 и опрыскивается известковым молоком из опрыскивателя 9.

На гидромеханизированном кагатном поле автомобили со свеклой разгружаются мобильными машинами 10, которыми свекла укладывается в кагаты 11. Эти кагаты укладывают рулонными материалами (доставляемыми со склада 18) при помощи машины 12 и обрабатывают известковым молоком из опрыскивателя 13. После разгрузки автомобили взвешиваются на весах "тара" 25 и возвращаются на поля.

Свеклу из отсеков комплексно-механизированного склада 5 водобоями 8 и пневмоколесными погрузчиками (на рисунке не показаны) подают в гидротранспортер 15. свекла из кагатов 11 с помощью грейферного крана 14 или свеклоподавателя поступает в гидротранспортер 16. свекла с этих сборных гидротранспортеров собирается на главном гидротранспортере 17, которым она подается на станцию 19. Свеклонасосами, установленными на этой станции, смесь свеклы и воды нагнетается в гидротранспортер 20, который направляет её в завод на переработку.

При доставке свеклы железнодорожным транспортом её выгружают на эстакадной бурачной (на рисунке не показана) и затем водобоями подают в главный гидротранспортер 17.

Примеси, отделенные от свеклы на разгрузочно-укладочных машинах, сгружаются в тракторный самосвальный прицеп 21, который отвозит их на сортировочный пункт 22. Здесь от земли отделяется свекломасса (бой и хвостики свеклы), которую затем автомобилем 24 доставляют на переработку в завод или на скотооткормочный пункт. Землю сгружают в отвалы 23, из которых её вывозят на поля.

Число работников, проводящих операции со свеклой на сахарном заводе (приём, учёт и хранение свеклы, обслуживание и ремонт техники и пр.), составляет 200 - 300 человек.

Для погрузки свеклы в железнодорожные вагоны (на периферийных свеклопунктах), для загрузки свеклы в автомобили (при "сухой" подаче её в переработку) и для ряда других грузовых операций со свеклой, известняком и другими насыпными грузами в сахарной промышленности широко применяются тракторные погрузчики. Внедряясь в массив, напорным движением такие машины зачерпывают материал ковшом и доставляют его к месту погрузки.

Базой погрузчиков являются гусеничные или пневмоколесные тракторы. Грузоподъемным и транспортирующим элементом этих погрузчиков является ковш. По способу разгрузки различают погрузчики с задней и передней разгрузкой ковша.

Первый тип погрузчика (на гусеничном тракторе) предназначен для доставки грузов на расстояние 10-50 м, второй тип - для транспортировки грузов на расстояние до 250 м.

Большое распространение в сахарной промышленности получил гусеничный тракторный погрузчик с задним опрокидыванием ковша (рис. 46).

Погрузчик представляет собой трактор, на котором смонтированы ковш и управляющая им поворотная рама, перемещаемая гидроцилиндром. При движении трактора ковш внедряется в кагат. Одновременно действует гидроцилиндр подъема ковша, в результате чего ковш получает сложное движение вглубь материала и вверх. После наполнения ковш с грузом приподнимается над трактором с небольшим наклоном, чтобы материал из ковша не высыпался. Погрузчик подъезжает к транспорту (вагон, автомобиль) задним ходом, ковш поднимается в крайнее верхнее положение, и свекла высыпается из него. После этого ковш занимает транспортное положение, т.е. горизонтально над трактором. В момент зачерпывания груза и движения погрузчика с грузом нагрузка на гусеницы снижается благодаря устройству дополнительных опорных катков, качающихся на балансирах и расположенных спереди, против каждой гусеницы. Когда порожний ковш поднят в транспортное положение, катки не касаются дороги.

В последнее время на отечественных и зарубежных заводах все большее распространение получают погрузчики с разгрузкой ковша опрокидыванием спереди погрузчика. На этих машинах лучший обзор фронта работ: можно наблюдать процесс зачерпывания и высыпания свеклы из ковша. Это особенно необходимо для больших погрузочных машин, когда при погрузке очень важно добиться полного наполнения ковша, не допуская россыпей и наполнения транспортного средства выше бортов. Эти погрузчики базируются на пневмоколесных тракторах, более скоростных и маневренных, чем гусеничные. Кроме того, такие погрузчики меньше повреждают свеклу, ими можно разгружать материал на любой высоте в пределах максимальной, в то время как погрузчиками с задней разгрузкой ковша разгружают материал лишь на одной фиксированной высоте.

свекла с полей привозится на призаводской или периферийный склад сцепными автопоездами, полуприцепами, бортовыми или самосвальными автомобилями марок ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, "Урал", КАМАЗ, а также тракторными поездами или прицепами.

Для свальной разгрузки таких транспортных средств применяются специальные разгрузочно-укладочные машины.

Применение таких машин позволяет комплексно механизировать процессы разгрузки автомобилей, очистки свеклы, укладки её в кагаты больших размеров, резко сократить расход рабочей силы.

Разгрузочно-укладочные машины могут быть мобильными и фронтальными. Мобильные являются маневренными машинами, агрегатированными с гусеничными тракторами или с электрифицированными гусеничными тележками, приспособленными к работе на грунтовых площадках кагатных полей. У фронтальных машин передвижение ограничено участком вдоль погрузочного фронта комплексно-механизированного склада. Такие машины могут передвигаться только по бетонированному или рельсовому пути и оснащены электрифицированной тяговой тележкой, получающей питание по гибкому кабелю.

Современные разгрузочно-укладочные машины состоят из следующих основных частей:

  • разгрузочного устройства в виде опрокидных площадок;
  • приемного бункера для свеклы;
  • конвейерно-очистительной системы;
  • укладывающего конвейера;
  • несущей металлоконструкции;
  • ходового устройства;
  • энергосилового агрегата и передач.

Опрокидные площадки применяют двух типов: продольного опрокидывания с наклоном разгружаемого автомобиля для ссыпания свеклы через задний открытый борт и бокового опрокидывания для наклона автомобиля на бок и ссыпания свеклы через открытый боковой борт.

На площадке продольного опрокидывания могут разгружаться все бортовые автомобили, автосамосвалы и седельные полуприцепы. Площадки бокового опрокидывания предназначена для разгрузки бортовых автомобилей и сцепных автомобильных или тракторных поездов без расцепки.

На рис. 47 показана тракторная мобильная разгрузочно-укладочная машина (с площадкой бокового и продольного опрокидывания).

Машина состоит из двух частей - разгрузочной и очистительно-укладочной.

Разгрузочная часть включает в себя две поднимаемые гидроцилиндрами опрокидные площадки, расположенные по бокам приемного желоба. Левая площадка служит для боковой разгрузки автомобилей, правая - для продольной разгрузки. Очистительно-укладочная часть выполнена в виде рамы, на которой смонтированы наклонный транспортер с прижимным полотном для предотвращения обратного хода свеклы, землеотделитель валкового типа, транспортер отходов и укладочный конвейер. Этот конвейер может поворачиваться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Все узлы находятся на раме, установленной на ходовой пневмоколесной тележке. Конвейеры получают движение от вала отбора мощности трактора через главный привод. Управление укладчиком осуществляется из кабины.

Разгрузка свеклы из бортовых автомобилей или прицепов производится следующим образом. Автомобиль въезжает на левую площадку бокового опрокидывания до упора задними колесами в ловушку. С помощью гидроцилиндров площадка с автомобилем наклоняется вправо на 15о, после чего водитель открывает правый борт автомобиля. Затем продолжается дальнейший наклон площадки. свекла попадает в приемный желоб, из которого она подается наклонным транспортером на землеотделитель. По окончании разгрузки площадка опускается и автомобиль съезжает с неё.

В землеотделителе производится отделение земли и свободной ботвы, а затем свекла попадает на укладочный конвейер, транспортирующий её в кагат. Отходы с землеотделителя по боковому транспортеру подаются в разгруженный или специальный инвентарный автомобиль.

Свежий номер
  • Перед наукой о сахарной свекле могут открыться новые горизонты
  • Влияние сниженных норм гербицидов на фитосанитарное состояние посевов и урожайность сахарной свеклы в ЦЧР
  • Перспективы использования аборигенных штаммов рода Bacillus для борьбы с болезнями листового аппарата сахарной свеклы
  • Влияние интенсификации возделывания на формирование основных элементов структуры урожая ярового ячменя в условиях юго-запада ЦЧР
  • Продуктивность и качество зерна овса в условиях радиоактивно загрязненных песчаных почв
Новости