Карта сайта

Перспективы отечественного сельхозмашиностроения зависят от доходности аграриев

Главной темой Российского агротехнического форума-2023 стала оценка текущего состояния и планы развития отрасли машиностроения. Представители государственных органов, производители сельхозтехники и компонентов к ней, разработчики и поставщики программного обеспечения и эксперты затронули наиболее актуальные проблемы российского сельхозмашиностроения.

Основные показатели отечественного сельхозмашиностроения

Председатель форума, президент Ассоциации «Росспецмаш» К.А. Бабкин сообщил, что за восемь месяцев текущего года рост рынка в денежном выражении по отношению к аналогичному периоду 2021 и 2022 гг. составил 41 %, рост производства – 24 %. Однако доля российской техники на внутреннем рынке по сравнению с прошлогодним показателем упала на 6,5 % и составила 53,2 %, а импорт вырос на 63 % и достиг 162,6 млрд руб. Продолжал также расти экспорт (+12 %). В количественном отношении динамику роста продемонстрировали только два сегмента – комбайны зерноуборочные (+59,1 %) и кормоуборочные самоходные (+60,7 %). Производство остальных видов сельхозтехники значительно сокращается.

Основными факторами, определяющими текущее положение отрасли, являются: низкий уровень таможенно-тарифной защиты (уровень связывания ВТО составляет 5 %); значительный рост импорта китайской сельхозтехники (особенно тракторов и зерноуборочных комбайнов – в 2,5 раза); низкая база прошлого года, когда изменились логистические цепочки в связи с приостановлением или сокращением поставок сельхозтехники в РФ некоторыми зарубежными производителями; снижение господдержки сельхозмашиностроения по Программе № 1432 с 8 до 2 млрд руб., что привело к негативным показателям внутреннего производства – падению доли рынка и сокращению темпов модернизации.

В условиях сокращения финансирования рост импорта сельхозтехники в январе-августе 2023 г. по сравнению с 2022 г. произошел в таких сегментах как комбайны (в 5,7 раза), тракторы (+40 %,), плуги (+16 %), опрыскиватели (+17 %), пресс-подборщики (+45 %). Давление на производство российской сельхозтехники извне подкрепляется и внутренним давлением: за счет двузначного роста издержек производства практически по всем показателям; ключевой ставки Центробанка, увеличение которой ведет к двукратному повышению стоимости заемных средств; роста цен на все компоненты, а также логистических издержек в пять раз.

Однако и в этих сложных условиях, вызванных увеличением себестоимости продукции, отрасль сельхозмашиностроения продолжает демонстрировать жизнеспособность: продолжаются инвестиции в строительство современных производственных мощностей, производство новых компонентов, крупных узлов и др. На повестку дня выходят вопросы, связанные с цифровизацией производства, проектированием техники и ее стандартизацией. Ориентиры отрасли прописаны в Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года: увеличить производство на 57 % до 471 млрд руб., долю российской техники на внутреннем рынке на 27 % – до 80 %, экспорт – в пять раз до 100 млрд руб. При господдержке это вполне осуществимые показатели. Однако их достижение тормозится ситуацией на рынках сельхозпродукции, характеризующейся низкими ценами, наличием экспортной пошлины, недостаточной господдержкой для сохранения рентабельности сельского хозяйства. Государство должно не ограничивать экспорт, а стимулировать его, чтобы аграрии могли зарабатывать и инвестировать. Тем более, что потенциал увеличения сельскохозяйственного производства в стране большой.

Для дальнейшего развития сельского хозяйства государство должно создать следующие экономические условия: дешевое кредитование со ставкой 0–1 %; не ограничивать доступ к зарубежным рынкам сбыта; увеличить объем льготных перевозок сельхозпродукции железнодорожным транспортом; гарантировать минимальные цены на сельхозпродукцию для сельхозпроизводителей на внутреннем рынке; увеличить объемы страхования урожая, снизить страховые премии и др.

К.А. Бабкин также озвучил конкретные предложения по развитию производства сельхозтехники – ежегодно финансировать Программу № 1432 в объеме 15 млрд руб.; предоставить гранты на развитие производства комплектующих к спецтехнике в размере не менее 10 млрд руб. в год; распространить льготы по страховым взносам и налогам для IT-компаний, производителей специализированной техники; средства федерального бюджета направлять на приобретение только российской техники, таким образом, поддерживая отечественного производителя.

О действующих госпрограммах поддержки сельхозмашиностроения рассказала директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ М.И. Елкина. Актуальной задачей названо освоение видов техники, которые не производятся в стране. Поэтому министерством реализуется Программа № 1649 стимулирования НИОКР и специализированная Программа № 2281 для сельхозтехники и оборудования для переработки, в рамках которой субсидируется 60 % затрат на проект при разработке новых видов техники, компенсируются лизинговые платежи на аренду технологического оборудования. Подчеркнуто, что одним из условий является привлечение научной организации или научного центра к реализации проекта. Однако пока эта программа недостаточно востребована, несмотря на то, что она стимулирует разработку новых видов техники и оборудования.

Для расширения мощностей и создания новых цехов активно развивается такой инструмент как Фонд развития промышленности (включая федеральный и региональный), который предоставляет льготные кредиты от 1 % годовых на разные виды программ. В региональных фондах заем составляет до 50 млн рублей на небольшие проекты.

Важным инструментом господдержки является инструмент обратного инжиниринга комплектующих изделий. Так, в рамках созданного Агентства по технологическому развитию можно получить субсидии на реинжиниринг комплектующих. Однако большой активности со стороны производителей сельхозтехники в участии в этой программе пока не отмечается.

Для стимулирования спроса на сельхозтехнику была принята Программа № 1432. В текущем году объемы ее финансирования сокращены, но до конца года ожидается ее докапитализация. В рамках Программы льготного лизинга № 811 также предоставляются скидки на технику (от 10 до 15 % при уплате авансового платежа по договорам лизинга).

Директор департамента особо подчеркнула, что в сложившихся условиях говорить о масштабном усилении мер поддержки спроса не приходится, поэтому приоритетом становится защита рынка. Для этого необходимо использовать механизм технического регулирования в отрасли, заниматься разработкой новых видов техники, укреплять кооперацию в производстве компонентов и др. Минпромторг РФ открыт для рассмотрения предложений и рекомендаций правительству по финансированию новых возможностей стимулирования развития инновационной деятельности в отрасли сельхозмашиностроения.

Независимый эксперт по АПК А.В. Корбут рассказал, что достижения в аграрном секторе начались с 2005–2006 гг. именно с господдержки новых компетенций и развития частных инвестиций. В результате была создана технологическая платформа на основе импортных технологий и одновременно был сделан шаг к утрате технологического суверенитета в АПК. Основным ориентиром служило увеличение производства, а стимулирование снижения себестоимости во внимание не принималось, что и стало причиной кризиса перепроизводства в 2018–2019 гг. Выход из тупика видели в экспортоориентированной модели. Одновременно предпринимались попытки вместо поддержки частной инициативы построить новый Госплан. Подмена рынка администрированием привела к сдерживанию цен за счет «угнетения» первичного звена производства. Получили нынешние проблемы со снижением господдержки, причем в ее структуре поддержка фундамента развития – науки и образования – в России в два раза ниже, чем в Бразилии.

Одним из инструментов является так называемая маркетинговая поддержка, которая широко используется, например, в отрасли животноводства. Суть ее сводится к тому, что за счет административных решений (пошлин, ограничений и т.д.) искусственно завышается цена для одних групп потребителей, а для других она оказывается ниже цены мирового рынка. При этом в 2020 г. у другой отрасли – растениеводства (зерновых и подсолнечника) было изъято 150 млрд рублей. В итоге в 2022 г. прибыль в животноводстве по сравнению с 2021 г. выросла на 39 млрд руб. (с 216 до 255 млрд руб.), а в растениеводстве упала на 85 млрд руб. (с 421 до 336 млрд руб.). А на эти средства можно было бы закупить технику и технологии для возделывания ключевых сельхозкультур, но в 2023 г., по прогнозам МСХ, сокращение прибыли растениеводства составит 16 %.

По итогам полугодия ситуация меняется в худшую сторону, особенно в региональном разрезе. Эксперт уверен, что региональные дисбалансы рентабельности являются следствием отсутствия аграрной политики. Так, в Татарстане и Оренбургской области крайне низкая рентабельность реализации зерна составляет 2–4 %, хотя для зерновых она должна быть не менее 30–35%.

В целом урожай зерновых в стране оценивается в 140 млн т плюс 4–4,5 млн т получат на новых территориях. Валовый сбор пшеницы составит 90 млн т, подсолнечника – 16,5–17 млн т. При этом в 2022 г. нагрузка на технику составила 185 млн т убранного урожая, а в этом году – около 175 млн т, средняя за пять лет – 150 млн т. Это, в свою очередь, требует форсированного обновления техники.

По мнению эксперта, необходимо как можно быстрее отказаться от политики ограничения доходов и регулирования цен на сельхозпродукцию. Приоритетом должны стать инвестиции, а роль государства должна состоять в выявлении и поддержке новых компетенций. Предстоит длительная работа по созданию технологического суверенитета, в основе которой лежит создание инженерных и конструкторских школ в стране.

В число государственных мер, направленных на развитие АПК, по мнению директора ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод» Д.В. Теплова, должна войти разработка федеральной целевой программы по подготовке к глобальному потеплению климата. Важное значение, по его оценке, следует уделять технологическому суверенитету, который обеспечивается за счет применения сквозных и критических технологий, создания благоприятных условий для производства всех видов продукции, что позволит государству достигать национальных целей и реализовывать национальные интересы. В новых технологиях нуждаются многие сегменты отрасли машиностроения, включая производство прицепного оборудования, для которого не разработаны инструменты поддержки, что необходимо исправить в кратчайшие сроки.

Неотложные задачи требуют решения

Основной акцент на Российском агротехническом форуме был сделан на том, что необходимо найти такие варианты решения накопившихся в отрасли проблем, которые могли бы превратить их в точки роста.

Одной из наиболее сложных проблем является крайне низкий объем инвестиций в производство отечественной сельхозтехники, что напрямую связано с уровнем доходности сельхозпроизводителей, которая в последнее время нестабильна из-за волатильности цен на сельхозпродукцию и действующих экспортных пошлин. Аграрное сообщество считает необходимым предоставить максимальные гарантии сельхозтоваропроизводителям на то, что их продукция будет востребована.

В выступлениях участников форума звучала обеспокоенность позицией некоторых ведомств, стремящихся обеспечить господдержку села с помощью экспортной пошлины, что ведет к падению доходности сельхозтоваропроизводителей. Необходимо выработать подход, который бы не ограничивал, а увеличивал возможности страны по производству и экспорту сельхозпродукции в связи с существующим огромным мировым спросом на продовольствие.

Было высказано экспертное мнение по поводу отмены экспортной пошлины на зерно, как маловероятного решения, поскольку в проекте бюджета она заложена в статье доходов. Ведь в случае ее упразднения придется искать другие источники формирования доходов бюджета. Однако, по мнению А.В. Корбута, возможна ее поэтапная отмена, если будет выработан коллективный, экономически обоснованный план и расчеты получения доходов, в том числе в бюджет.

На форуме прозвучало предложение сосредоточиться на мерах господдержки, направленной на стимулирование переработчиков сельхозпродукции и ее экспорта, что позволит оставлять больше добавочной стоимости в стране. Примером является Турция (мировой лидер по экспорту муки), которая создала эффективный механизм регулирования субсидирования экспорта. Он заключается в том, что 90 % экспортных пошлин на зерно и сырое масло возвращается продавцу-экспортеру. Но следует добавить, что условием выхода на мировой рынок с переработанной продукцией, является создание и продвижение уникальных качественно новых продуктов.

Участники дискуссии также отметили, что в результате падения господдержки по Программе № 1432, производство отдельных видов техники не возобновляется в полном объеме, что приводит к снижению технической оснащенности сельхозпроизводителей. Поэтому для аграриев необходимо вернуть прежние показатели финансирования господдержки для покупки новых сельхозмашин.

Кризис производства комплектующих – что делать?

Очень острым для отечественного сельхозмашиностроения является вопрос производства и потребления комплектующих. Причем состоит он не в том, что предприятия не готовы произвести ту или иную деталь, а в экономической нецелесообразности, поскольку объем рынка в настоящее время по ряду позиций недостаточен для того, чтобы эти проекты были окупаемы. На специальной сессии форума участники пытались разобраться в ситуации и найти новые подходы к производству компонентов и техники, которых сегодня нет в России.

Генеральный директор ОАО «Гидропривод» И.А. Золотухин отметил, что из-за нестабильности заказов производители комплектующих не могут сформировать долгосрочные планы производства. Ситуацию осложняет демпинг цен со стороны китайских поставщиков, у которых имеется огромная поддержка экспорта. По его оценке, невозможно решить задачу унификации огромного количества изделий на различных видах техники. Не всегда оказываются действенными меры господдержки. Речь идет о программах Фонда развития производства, в которых прописаны довольно жесткие обязательства по увеличению на 30 % поставок новой продукции от суммы займа. Для этого требуются гарантии крупных потребителей данной продукции сроком на 5–7 лет, которые они не могут дать, так как не располагают таковыми.

О трудностях развития собственной компонентной базы рассказал председатель совета директоров АО «Пневмостроймашина» А.И. Павлов, отметив, что производители сталкиваются с высокой стоимостью и низким качеством материалов для машиностроения (резина, высокопрочная сталь, чугун и др.), в результате чего растет себестоимость продукции. Он предложил создать отдельный орган (государственный комитет) по координации деятельности производителей материалов для техники.

Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) А.М. Кузьмин подчеркнул важность усиления контроля качества сельхозтехники, поскольку большое ее количество поступает из других стран и не соответствуют требованиям безопасности. Работа по переходу от системы оценки соответствия к системе сертификации уже проводится, в отношении сельхозтехники планируется перейти к обязательной сертификации и выдаче паспортов самоходных машин. Стандартизация будет способствовать улучшению качества данной продукции, а защита рынка служить одним из механизмов, позволяющим улучшить ее качество. Это защитит добросовестных производителей техники и комплектующих, которые зачастую несут убытки от фальсификата, который производится из восстановленных компонентов.  

Улучшить стандартизацию можно только при условии создания новой производственной базы предприятия. В этом уверен генеральный директор ООО «Десятый подшипниковый завод» А.П. Дьяченко. Он считает, что существующие меры поддержки производителей компонентов недостаточны и предлагает масштабировать субсидии производителям техники на производителей компонентов через госзаказ и его гарантии, а также поднять минимальный порог на создание нового производства до 7 млрд рублей под льготный кредит.

По мнению генерального директора ООО «КОЛНАГ» С.С. Туболева, заставить компании производить технику, которая в России не выпускается, могут внешние условия: состояние рынка, имеющее перспективы реализации, отсутствие конкурентов, возможность получения прибыли, доступность финансирования и риски возврата/невозврата средств, срочность востребованности этой новой техники. Внутренними условиями являются научный задел, наличие производственной базы, главный конструктор и база комплектующих. Но приходится констатировать, что в настоящее время таких условий недостаточно.

По оценке С.С. Туболева, одна из причин, по которой в России не производится техника для отдельных отраслей растениеводства, связана с потребительским спросом. К примеру, массовый (привлекательный) рынок насыщен техникой для производства зерновых культур и подсолнечника, трудоемкость возделывания которых меньше, цены на готовую продукцию стабильнее, предоставляется господдержка. Потребителями данной техники являются в основном крупные компании. В тоже время немассовый (малонишевый) рынок предлагает ограниченное количество техники для возделывания таких культур как картофель, соя, лен, что связано с высокими рисками, нестабильными ценами и доходами, преобладанием в числе потребителей мелких сельхозпроизводителей с разнообразием потребностей.

Существуют также проблемы с доступностью денежных средств, отмечает руководитель компании. Например, взять в банке на покупку новой техники 15–20 млн руб. затруднительно, потому что эта сумма для оформления кредита должна быть намного выше. Но если средства все же получены, из-за жестких условий их освоения возникают большие риски, а содействующие организации (банки, фонды, гранты) практически не оказывают поддержку.

Специалисты подсчитали, что для создания абсолютно новой модели сельхозтехники даже среднего уровня сложности требуется не менее 5–7 лет, при наличии задела и доступных комплектующих – 3–4 года. Но вопрос состоит в том, где взять научный задел? Предлагается, например, копировать западную технику, что не дает гарантии ее качества. Над созданием сельхозмашин раньше успешно работали ученые ВИСХОМ, у которого в настоящее время нет преемника, не занимается этими направлениями еще один профильный институт ВИМ. Нет также специализированных вузов и нет специалистов, которых бы обучали профессии изобретателя.

Вызывает критику специалистов заявления о том, что сборочный завод должен стимулировать производство подшипников, редукторов, электроники, гидравлики и т.д. По их мнению, общенациональная программа развития машиностроения должна стимулировать освоение имеющихся производственных мощностей. Завод не будет покупать дорогой станок, если он выпускает несколько десятков изделий, а тот, кто имеет станок, не использует его, потому что брать заказы на маленькие партии невыгодно. На вопрос, что делать, С.С. Туболев отвечает: «На межведомственном уровне нужно создавать творческие объединения, назначать головные организации соисполнителей, определять бюджет и ответственность. Нужно формировать потребности в машинах с определенными характеристиками, гарантировать сбыт и качество продукции».

Что касается реального положения дел, то, по оценке заместителя главного конструктора ПАО «Тутаевский моторный завод» А.А. Шевцова, в 2023 г. объем рынка сельхозтехники сократится, в последующие два года ожидается стагнация, а затем стремительное восстановление агрессивного импорта и обострение конкуренции на внутреннем рынке. Отечественные поставщики смогут предложить только устаревшие технологии и ряд компонентов, не соответствующих требованиям качества. Ожидается также ценовое давление поставщиков материалов, комплектующих, электроэнергии; дефицит персонала и др.

В качестве инструментов развития производства компонентов предлагается повысить эффективность экспорта продовольствия; оживить спрос с помощью господдержки сельхозмашиностроения; защитить внутренний рынок от агрессивного импорта двигателей и комплектующих; снизить налог на прибыль по аналогии с IT-отраслью; упростить процедуру подтверждения производства компонентов на территории РФ, используемых при производстве техники; наложить мораторий на ужесточение экологических требований к самоходной технике; активнее продвигать государственную политику в сфере образования, нацеленную на формирование у молодежи престижного образа будущего, связанного с машиностроением.

По мнению заместителя директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ В.С. Цупруна, целью системы мер господдержки является создание инструментария для организации, развития и расширения собственного производства. Но она нуждается в постоянной доработке и обратной связи. Он также считает, что отрасль сельхозмашиностроения испытывает потребность в инициативных руководителях и генеральных конструкторах, которые могут стать ее локомотивами.

Кадровый дефицит не уходит с повестки дня

Участники форума, которые являются производителями сельхозтехники, единодушно отмечали нехватку специалистов на всех уровнях производства и управления. Основными причинами такого положения остается низкая мотивация молодежи к выбору работы на промышленном предприятии, сокращение числа бюджетных мест на машиностроительные специальности, и невозможность вузов обеспечить процесс обучения на основе современной техники.

Привлечь интерес студентов к сельхозмашиностроению можно, развивая в этой сфере цифровизацию, роботизацию и автоматизацию производства. Для это нужно разработать долгосрочные федеральные проекты по специальному и техническому образованию молодежи. По мнению производственников, требуется изменить систему послевузовского распределения, которая сейчас допускает после бюджетного обучения по инженерной специальности уйти выпускникам в другие сферы деятельности, и не работать по специальности. Предприятия готовы компенсировать государству часть затрат на обучение студентов. Не лишним в этой связи будет вспомнить известный лозунг: «Кадры решают все», актуальность которого сохраняется до настоящего времени.

От редакции. На Х Российском агротехническом форуме, посвященном вопросам трансформирования сельхозмашиностроения, были обозначены наиболее острые проблемы и названы конкретные пути их решения. И что является самым обнадеживающим – был сделан вывод о жизнеспособности одной из важнейших отраслей в структуре АПК России. Но добавим, что для динамичного развития необходимо выработать единую государственную политику, которая охватывала бы все сферы – от науки и образования до создания, производства и реализации сельхозтехники, как на российском, так и на международных рынках.

Материал подготовила Е.Ю. Гаврилова

Свежий номер
  • Главные направления сбалансированного развития рынка сахара СНГ
  • Сравнительная оценка результативности выращивания сахарной свеклы в регионах Черноземья и Приволжья
  • Разработка биотехнологических приемов получения устойчивых форм сахарной свеклы к стрессовым факторам in vitro
  • Контроль засоренности посевов сахарной свеклы с помощью гербицида Хилер, МКЭ
  • Оценка действия УФ-излучения на микробиологические процессы при хранении маточной сахарной свеклы
Новости