Авторам Свежий номер Подписка

Сахарная свекла: техника после комбайна

agroprofi.ru, 21.12.17


В связи с перепроизводством сахарной свеклы усиливается тренд на ее дли- тельное хранение в условиях производителя. Какие решения предлагают про- изводители специальной техники для оптимизации уборочной кампании после извлечения комбайном корнеплода из земли? За счет чего можно усовершен- ствовать логистику и кагатирование? Как с минимальными потерями при погруз- ке и очистке сохранить качество до поставки на сахарный завод с учетом тренда на увеличение сроков хранения свеклы на полях?

Быстрее за счет логистики

Перепроизводство сахара, отмечаемое в России в последние два года (в том числе и сезон 2017/18), еще острее ставит перед производителями сырья задачи сбыта. Как объясняет ведущий эксперт ИКАР Евгений Иванов, при существующих объемах производства сырья работать, как раньше, «с колес» уже не получается – заводы не в состоянии одномоментно принять такое количество свеклы. Единственное решение, которое позволит отрасли эффективно работать и обойдется на порядок дешевле наращивания мощностей переработки, – это растягивать срок хранения сырья.

С учетом тренда на увеличение сроков переработки сегодня проблема хранения корнеплодов без потери качества лежит полностью на плечах производителя сахарной свеклы. Как отмечает менеджер по развитию продаж компании Amity Technology Иван Аюбашев, для закладки на хранение без потерь сахарная свекла должна быть убрана в холодный период, без зелени, чистая и с минимальными повреждениями. В интересах каждой компании, занимающейся уборкой сахарной свеклы, максимальное ограничение потерь урожая и сахара в корнеплодах от момента уборки до поставки на сахарный завод.

А значит, первая задача, которая ставится перед производителями, – максимально быстрое извлечение корнеплода из земли и сокращение сроков уборочной кампании, которая, как правило, проходит глубокой осенью, и погода в это время стабильностью не отличается.

По наблюдениям технического директора компании «АГРО-Лидер» (дистрибьютор компаний Holmer и Bergmann) Владимира Мищаненко, все усовершенствования в современной свеклоуборочной технике в данный момент направлены на увеличение производительности машин в целях сокращения сроков уборки.

– Именно поэтому новые свеклоуборочные комбайны обладают вместительными бункерами. Однако бесконечно расширять их объемы нельзя – это плохо сказывается на уплотнении почвы и работоспособности машины, – оговаривается он. – Для сокращения логистических издержек во всем мире практикуется использование технологического транспорта (перегрузчиков) для отвоза корнеплодов сахарной свеклы от комбайна в кагат временного хранения или в автотранспорт для доставки на перерабатывающие предприятия.

– Перегрузчик свеклы имеет примерно такую же функцию, как и перегрузчик для зернового комбайна, – снизить простои на разгрузке, – говорит Иван Аюбашев. – В США машины такого рода используются для перевалки свеклы сразу в машины, чтобы автомобили не заходили на поле и не тратили время на заполнение.

По его наблюдениям, сейчас аграрии в России активно интересуются этой техникой, понимая, что иначе мощность комбайна используется только на 80%. Кроме этого перегрузчик сахарной свеклы помогает оптимизировать кагатирование, так как с ним можно делать кагат на конце поля, что очень облегчает вывоз.

– За качество обрезания ботвы корнеплода и копки непосредственно отвечают ботвоуборочная машина и комбайн, но вопрос производительности решается наличием перегрузчика, – уверен Иван Аюбашев.

К такому же мнению склоняется и технический директор компании «Ропа Русь» (российского представительства Ropa) Геннадий Сухоруков, отмечая при этом, что за перегрузчиками будущее, поскольку их применение позволяет экономить до 15% рабочего времени (например, при использовании девятирядного комбайна) и соответственно увеличить скорость уборки.

По подсчетам эксперта Amity Technology, перегрузчик, снующий от комбайна к месту хранения свеклы и осуществляющий выгрузку за две минуты, в среднем экономит на поле 100 га с урожайностью 400 ц/га 200 рейсов комбайна к месту складирования для опорожнения бункера. Это значит, что уборочная машина не будет прерывать свою деятельность, тем самым на этой площади высвобождается от 6 до 10 часов рабочего времени – целая дневная смена!

– При средней нагрузке на свеклоуборочный комбайн 1200–1500 га с использованием перегрузчика можно убирать на 300 га больше, что позволит не увеличивать непосредственно парк комбайнов, но при этом повысит производительность процесса уборки так, как будто на полях работает еще одна уборочная единица, – отмечает Владимир Мищаненко.

Применение машин-перегрузчиков позволяет сократить количество транспортных средств для доставки свеклы от свеклокомбайна за счет меньшего количества проходов техники по полю.

– То есть, используя бункеры-перегрузчики мы уменьшаем затраты на приобретение машин и эксплуатационные затраты, – подводит итог Владимир Мищаненко.

Универсальные прицепы

Прицепные специализированные перегрузчики выпускают как европейские, так и американские бренды, а также производители в России и СНГ, например, бункер-перегрузчик свеклы «Тонар-ПТ-4» производства машиностроительного завода «Тонар» с объемом кузова 22 м3.

Как объясняет Владимир Мищаненко, большинство европейских поставщиков (кстати, и российские производители тоже), отдают дань универсальным прицепным машинам, так называемым «мультитулам». Когда шасси остается единым, а вот бункер можно поставить на усмотрение хозяйства в зависимости от назначения работ в данный момент, то есть при логистических работах во время уборки сахарной свеклы ставится бункер-перегрузчик сахарной свеклы с транспортером, а в «зерновую» страду – бункер для приемки зерна. В случае необходимости эта же машина становится навозоразбрасывателем с кузовом, имеющим механизм распределения фракции по полям, или же силосовозом и т.д. К примеру, в случае с «Тонар-ПТ-4» можно и перегружать свеклу, и использовать его при внесении дефеката с разбрасывателем и др.

На базе универсальных шасси, например, предлагают прицепы разного назначения компании Hawe, Edenhall, Bergmann (шасси Vario), Holmer и другие. Последняя на базе универсальных шасси Fliegl устанавливает бункеры от своих комбайнов Holmer Т4-40, что превращает их в универсальный перегрузчик.

– В США есть мнение, что «мультитулы» не справляются со всеми поставленными задачами на 100%, – говорит Иван Аюбашев. – Да, они изначально могут быть дешевле и к тому же многофункциональны, но у этих функций есть пределы по качеству исполнения. Кроме этого специализированная техника в большинстве случаев рассчитана на большую пропускную способность.

Например, скорость выгрузки перегрузчика Amity Т32 емкостью 32 т (50 м3 в зависимости от высоты грузовика и гидравлического оснащения) достигает 27 т в минуту.

– При укладке в кагат этот процесс занимает не более 90 секунд, а в транспортное средство – около двух минут, что на 3–4 минуты быстрее европейских универсальных конкурентов, – комментирует Иван Аюбашев. – Кроме того, универсальные бункеры, как правило, не могут «взять на борт» свыше 25 т.

У «европейцев» тоже есть специализированные прицепы-перегрузчики, например, у компании Hawe это прицеп-перегрузчик RUW, а компанией Bergmann в 2017 году были поставлены первые машины, специально разработанные для перегрузки свеклы: модель RRV 500 и RRV 400 объемом 51 и 39 м3 соответственно.

Новинка имеет специализированный транспортер, помогающий укладывать корнеплоды в кагат, и встроенный в дно кузова весовой механизм, позволяющий контролировать погрузку.

Такие прицепы-перегрузчики для свеклы выпускаются различной емкостью: от 20 до 51 м3 в конструкциях, подходящих для двух- и трехосных свеклоуборочных комбайнов. Они могут быть оснащены тандемным или тридемным шасси.

Кстати, одной из серьезных проблем, по словам Владимира Мищаненко, при уборке сахарной свеклы становится переуплотнение почвы.

– После двух–трех проездов тяжелой техники по полю во время осенней уборки обработка этого участка становится для хозяйства крайне трудоемкой и затратной, – отмечает он. – На разделку колей от КамАЗов, выезжающих на поле, тратятся колоссальные деньги, кроме того, урожайность этого участка все равно снижается.

Неслучайно бережное отношение к земле сейчас также в тренде. Именно поэтому у некоторых производителей появились прицепные перегрузчики на гусеничном ходу. Например, особенность нового Amity Т32 – наличие широких гусениц, что позволяет уменьшить уплотнение почвы. Еще одна новинка 2016 года, «американская» модель компании Holmer Аmericas, также выпускается на гусеницах, управляемых гидравлическим приводом трактора, имеет большой объем 50 м3. Такие перегрузчики тоже оснащены опцией встроенных весов, позволяющих контролировать степень загруженности (на моделях без весов это в основном делается на глазок).

Нестандартные самоходки

Неудобство подобных агрегатов только в том, что их нужно эксплуатировать с энергонасыщенными тракторами не менее 360 л.с.

Для решения таких проблем существуют нестандартные, но удобные и бюджетные самоходные решения, суть которых в том, что отработавшему свой срок свеклоуборочному комбайну дается «вторая жизнь» – они переделываются под перегрузчики.

– Снимаются корчеватель и все навесное оборудование, остаются только бункер и транспортер на мощных двух- или трехосных шасси, – рассказывает Геннадий Сухоруков. – Такие машины хорошо работают с 9–8-рядными широкозахватными комбайнами, где бункера не хватает для промежуточного кагатирования. Они уже приспособлены для работы в условиях осенней уборки, имеют хорошо распределенный вес, но при этом за счет снятия оборудования становятся еще более легкими и без проблем доставляют свеклу в кагат или в автотранспорт из самых проблемных уголков поля в любую погоду.

Производить перегрузчики-вездеходы в нашей стране стала компания «Ропа Русь» еще два года назад, когда свекловоды России были вынуждены останавливать отгрузку из-за того, что во время дождей не могли вывезти с полей сахарную свеклу.

Кроме того, такие же машины поставляет на рынок и официальный дистрибьютор компании Holmer – производственная компания «АГРО-Лидер». По наблюдениям Владимира Мищаненко, в центральном регионе несколько активных предприятий уже имеют опыт работы в данном направлении. Основной машиной для осуществления такой логистической операции у них служит переоборудованный старый комбайн Holmer Terra Dos 2, который уже не соответствует современным требованиям к копке корнеплодов, но может работать как логистический транспорт.

– Переделанные Holmer Terra Dos могут не только работать в паре с комбайном на ходу, но и вывозить скагатированную свеклу из самых труднодоступных мест, куда КамАЗам не проехать, – замечает Владимир Мищаненко. – Они имеют возможность двигаться «крабовым» ходом, что значительно снижает нагрузку на почву (колеса давят не след в след).

Как отмечает Геннадий Сухоруков, спрос на подобные решения в России ежегодно увеличивается. И если в прошлом году компания «Ропа Русь» продавала переделанные под перегрузчики комбайны единицами, то в этом сезоне счет продаж такой техники исчисляется десятками.

Очищение обязательно

– При снижении температур можно нарастить темп уборки выше, чем текущая мощность переработки, но емкость заводских кагатов не резиновая, поэтому урожай хранят в полевых кагатах местами вплоть до марта, – рассказывает Евгений Иванов.

Европейская технология возделывания сахарной свеклы предполагает складывание буртов (кагатов) на краю поля высотой 6 м и шириной до 10 м, из которых по мере возможностей завода-переработчика корнеплоды будут перегружаться в транспортное средство для поставки в цеха. Острая конкурентная ситуация и падение цен на сахарную свеклу подстегнуло заводы еще больше обращать внимание на качество привозимого сырья.

По наблюдениям Геннадия Сухорукова, без доочистки сахарную свеклу на завод могут и вовсе не принять.

– Если учесть, что уборка ведется зачастую в слякотную сырую погоду, уровень загрязнения корнеплодов будет серьезным, – говорит он. – Поэтому для поставки на завод да и для складирования необходима доочистка свеклы от земли и ботвы, что позволяет увеличить полезную массу корнеплода при подаче на сахарные заводы на 8–15%.

Соответственно задача погрузчика-доочистителя – доочищение корнеплодов до минимального процента загрязненности, аккуратное извлечение из кагата и перегрузка в транспортное средство.

– И если из-под комбайна загрязненность (в зависимости от условий уборки) может доходить до 10–15%, то после погрузчика-доочистителя она уменьшается в среднем до 3–7%, – сообщает Геннадий Сухоруков.

Доочищение происходит за счет движения корнеплодов по приемному вальцовому столу доочистителя, просеивающему транспортеру либо через блок очистительных вальцов, которые установлены на промежуточной раме погрузчика-доочистителя.

Как объясняет Геннадий Сухоруков, просеивающий транспортер дает хороший эффект очистки на легких и средних почвах за счет бесступенчатой регулировки его скорости (минимально травмирующее воздействие на свеклу). Тогда как блок очистительных вальцов лучше справляется с сильно загрязненными корнеплодами и хорошо себя зарекомендовал на тяжелых почвах.

А в некоторых моделях, например, в новых самоходных очистителях – погрузчиках Holmer Terra Felis 2, реализована комбинированная система, сочетающая вальцы и просеивающий транспортер, то есть на участке от приемного транспортера до перегрузчика можно выбрать не один из вариантов доочистки, а комбинировать оба.

– Новый доочистительный узел VarioCleaner позволяет в зависимости от загрязнений подстраивать интенсивность очистки: с помощью бесступенчатой регулировки количества оборотов вальцовый узел плавно накрывается просевающей конвейерной лентой, регулируя время пребывания корнеплодов на этом участке, – поясняет Владимир Мищаненко. – Так, если свекла сильно загрязнена, то открывается полная длина вальцового участка, и весь путь до транспортного средства корнеплоды проходят по вальцам. Если же такая очистка окажется слишком агрессивной, возможно накрыть часть длины вальцового участка просеивающей лентой (максимально до 85%). Таким образом, интенсивность доочистки снизится, и обработка пойдет более бережно. Объемы и скорость погрузки остаются при этом без изменений.

Как уточняет Мищаненко, накрытие вальцового узла просеивающей лентой решает еще одну проблему, очень актуальную в районах с каменистой почвой, – уменьшается износ стирания валков камнями и время простоя машины из-за заклинивания.

Грязнее свекла – длиннее путь В зависимости от необходимого метода очистки расстояние, иными словами, длина пути свеклы до транспортного средства, в современных машинах-доочистителях регулируется. Так, например, в Holmer Terra Felis 2 и в новых euroMaus 4, euro-Maus 5 от фирмы Ropa длина доочистительного стола, так же, как и обороты работы, подбираются из кабины водителя: если свекла сильно загрязнена, путь ее до транспортного средства длиннее, а обороты «встряски» выше и наоборот.

– Обороты регулируются бесступенчато на терминале через электронное управление аксиально-поршневым гидронасосом, а при необходимости эффект очистки может быть в любой момент усилен гидравлически регулируемым тормозом потока свеклы, – объясняет Геннадий Сухоруков.

Тренд последних разработок погрузчиков-доочистителей направлен на увеличение длины пути корнеплодов до транспортного средства. Так, например, в новых euroMaus 4 и 5 длина перегрузки в целом составляет 15 м, тогда как в предыдущей модели euro-Maus 3 перегрузчик имел длину 11,5 м, а опционально достигал 13 м.

Кстати, новейшие разработки компании Holmer – погрузчики Terra Felis 2 – оснащаются с 2017 года системой изменения угла наклона приемного стола доочистки от 7 до 12°. И в случае большого количества загрязнения приемный стол, наклоняясь, еще больше увеличивает путь сырья.

– Увеличивая путь перегрузки, мы имеем возможность не только влиять на степень доочистки сахарной свеклы, но и перекрывать расстояния до транспортного средства без особых проблем, – комментирует Владимир Мищаненко. – Можно грузить сырье с края поля, через канавы, кусты в транспорт, находящийся на твердом покрытии (на дороге), не вынуждая его спускаться и заезжать на нетвердую почву.

При этом, как добавляет Геннадий Сухоруков, высота перегрузки может достигать до 6 м, так что могут быть загружены транспортные средства, стоящие на дороге с высокой насыпью.

Система распределения веса машины также постоянно совершенствуется. Например, в новых euro-Maus 4 полностью изменена система противовеса (теперь он расположен на одной оси со стрелой перегрузчика), что позволяет равномерно распределять нагрузку на заднюю ось.

А у Terra Felis 2 для поддержания баланса на длинном вылете стрелы предусмотрен выброс топливного бака на метр вперед.

Выгрузка под контролем

Для удобства оператора процесс контроля погрузки также постоянно модернизируется. Например, в euro-Maus 4 и 5 сделана телескопическая кабина. Как объясняет Геннадий Сухоруков, в отличие от предыдущей версии «Мыши» кабина новых моделей телескопически поднимается вверх, что позволяет механизатору наблюдать за процессом выгрузки в кузов транспортного средства.

А новейшие разработки Holmer Terra Felis предлагают для контроля систему сканирования кузова. По словам Владимира Мищаненко, на конце стрелы транспортера установлен датчик сканирования Holmer DynaFil, который автоматически считывает параметры кузова и распределяет груз сахарной свеклы равномерно по всему объему предлагаемой тары без участия оператора.

– В Россию машины с такими системами еще не поставляются, однако подготовка к работе с такой опцией уже идет полным ходом, – утверждает Владимир Мищаненко. – Представители компании уже собирают данные о размерах и основных габаритах транспортных средств в нашей стране для внесения их в базу распознавания системы Holmer DynaFil.

Также идет усовершенствование и среди новых погрузчиков-доочистителей Ropa euro-Maus 4. Например, в euro-Maus 4, выпущенных в 2016 году, по сравнению с теми же моделями выпуска 2010–2012 года увеличена толщина стенки вальцов для уменьшения износа, а также уменьшено расстояние между вальцами, благодаря чему корнеплоды меньше травмируются.

Основными конкурентами на рынке самоходных погрузчиков-доочистителей сейчас являются два европейских производителя – Ropa и Holmer. Погрузчики-доочистители компании Grimme (ранее Franz Kleine) временно не выпускаются. Однако, по словам представителя компании компании, новые разработки в этой области уже ведутся, но когда решение выйдет на рынок, сказать трудно.

К сожалению, отечественные производители подобной техники также отстают. Выпускаемые до прошлого года самоходные очистители-перегрузчики СПО-4 («Осколсельмаш») на базе трактора МТЗ-82.2 на заводе уже не производятся. И, как отмечают представители завода, прогноз на возобновление их производства предсказать сложно. Однако не исключено, что эти машины вернутся на российские поля усовершенствованными. Как объяснили в компании «Воронежагрокомплект», периодически спрос на перегрузчики СПС или его аналог СПО возникает.

– Такие машины имели большой успех во времена уборки менее производительными комбайнами, но сейчас, во времена изменившейся технологии и скорости выкапывания, они не успевают за комбайном, – поясняет Владимир Мищаненко. – Их максимальная ширина захвата – 4,5 м, тогда как современные машины европейских производителей уже перешли десятиметровую отметку. Формирование бурта ограничено высотой 2 м, тогда как Holmer и Ropa строят кагаты до 5 м вверх. Тем не менее для фермеров, имеющих небольшие площади возделывания сахарной свеклы, отечественные перегрузчики-доочистители вполне подойдут.

Другим путем

В отличие от европейской технологии, предусматривающей хранение в небольших кагатах на краю поля, американские производители сразу вывозят сахарную свеклу на хранение в специализированные кагатные поля рядом с заводом.

– И ввиду того, что технология раздельной уборки сахарной свеклы предусматривает меньший процент загрязненности извлеченных корнеплодов, специальная доочистка для закладки на хранение им не требуется, – сообщает Иван Аюбашев. – Но при этом хранение сахарной свеклы предусматривается в специальных вентилируемых кагатах: на площадках с твердым покрытием (кагатное поле) через каждые 4–6 м оборудуются вентиляционные шахты, над которыми выстраивают большие кагаты 70 м шириной и 8–10 м высотой. Работу на таких полях ведут специальными кагатоукладчиками больших размеров.

В СССР такие машины назывались БУМами, и практиковалась аналогичная система хранения свеклы. Как объясняет специалист Amity Technology, после извлечения из земли свекла начинает «гореть», то есть снижать количество сахара. Однако при низкой температуре потери сахара замедляются. Таким образом, подачей холодного воздуха через вентиляционные шахты внутрь кагата и снижением температуры корнеплодов до +1 °С удается максимально замедлить процессы потери сахара и сохранить качество корнеплодов до момента переработки независимо от погоды.

– Американским производителям удается хранить таким образом сахарную свеклу с минимальными потерями до начала мая, – приводит пример Иван Аюбашев. Самые продвинутые из них теряют не больше 25 кг сахара на одну тонну свеклы за весь период хранения (230–260 дней). Вентиляция шахт включается, когда температура на улице ниже, чем температура в кагате, тем самым охлаждая свеклу. Первоначальная цель – это охладить свеклу до +1 °С, а весь период охлаждения занимает 700–800 часов активной вентиляции.

Хранить дольше – производить дешевле Такое длительное хранение позволяет заводам-производителям растянуть сроки переработки сахарной свеклы, что соответственно увеличит продолжительность их работы, а значит, снизит себестоимость производства.

– Перепроизводство сахара и падение цен на сахар (еще в начале июля это было 42 руб./кг, осенью – 23–25 руб. и ниже) вынуждает бороться за снижение издержек и минимизировать себестоимость продукта и все издержки, – рассуждает Евгений Иванов. – Один из путей – увеличение сроков переработки, так как это существенно снижает удельные (т.е. на одну тонну сахара) издержки процесса. Если в среднем российские заводы в 2016–2017 годах работали 135 дней, собирая свеклу, скагатированную на краю поля, то длительное хранение сырья на кагатных полях с принудительной вентиляцией позволит увеличить их годовой цикл деятельности до 200–250 дней. И это вполне достижимо – в последние годы заводы-лидеры продлевали свой сезон до 160–195 суток!

– Распределение издержек на 200 и более дней позволит значительно снизить себестоимость производства сахара, – подтверждает Иван Аюбашев. – Некоторые российские производители сахара уже переходят на новые технологии уборки и хранения, и у них есть хороший шанс смягчить последствия перепроизводственного кризиса.

В числе таких предприятий он называет компании «Трио», «Продимекс», «Агрокультура», АСБ и «Агросила» (Заинский сахарный завод) и другие.