Авторам Свежий номер Подписка

17 апреля прошел третий Индекс развития сельскохозяйственных компаний России

Индекс основан на результатах опроса ведущих агрохозяйств, специализирующихся на растениеводстве, который был проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в марте 2018 г.

Его участниками стали руководители 100 агрофирм и фермерских хозяйств из 21 региона России1.

Основная цель исследования — ежегодная оценка состояния аграрного рынка и измерение степени оптимистичности сельхозпроизводителей, доступности финансовых ресурсов (кредитов) для аграриев, инвестиционных планов, а также понимание того, насколько широко применяются современные методы семеноводства, защиты растений, удобрения, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Анализ ключевых проблем, актуальных тенденций и перспектив отрасли также дает представление о том, какие современные решения необходимо применить для увеличения производительности отечественного агробизнеса и модернизации сельского хозяйства.

Результаты 3 – го Индекса показали, что динамика развития аграрного сектора перешла из стадии роста в стабилизационную фазу. В частности, респонденты оценили сезон 2016/17 гг. на 3,57 балла из 5, в то время как 2015/16 – й получил оценку 3,89 и был признан самым удачным для аграриев начиная с 2013 г. Расширение посевных площадей по – прежнему планирует существенная часть хозяйств, но при этом процент таких респондентов снизился по отношению к прошлому году с 27 до 24.

Доля тех, кто рассчитывает на увеличение дохода от реализации сельхозпродукции в этом сезоне, также сократилась. Если в 2017 г. доход надеялись увеличить 86 % хозяйств, то в этом году таковых оказалось только 67 %. Вместе с тем стоит отметить, что доля респондентов, которые ожидают значительного роста доходов, осталась фактически на уровне прошлого года (35 % — 2018 г. и 37 % в 2017 – м). Также ощутимо вырос процент тех, кто рассчитывает сохранить доход на прежнем уровне (23 % в 2018 г. по сравнению с 15 % в 2017 – м). Данные факты свидетельствуют о формировании на рынке пула компаний, ориентированных на стабильный и прогнозируемый результат.

Факторы, влияющие на рост доходности, остались неизменными: повышение качества отпускаемой продукции, низкая себестоимость и высокие цены на растениеводческую продукцию. Отпускную цену в этом сезоне рассчитывают повысить 48 % опрошенных аграриев. В 2017 г. таковых было 58 %, что говорит о снижении оптимизма относительно цен на аграрном рынке.

Согласно данным исследования, доступность кредитов впервые за три года возросла. Если в 2016 и 2017 г. 71 % респондентов заявили о том, что пользуются кредитами, то в 2018 г. этот показатель вырос на 5 процентных пунктов и достиг 76 %. Также увеличился процент компаний, которые пользовались кредитами на закупку семян: 57 % в 2018 г. и 51 % в 2017 – м соответственно. Тем не менее на фоне доступности кредитов существенно сократилось количество аграриев, планирующих наращивать инвестиции. В 2018 г. увеличивать инвестиции в оборотный капитал планируют 44 % (в 2017 г. — 62 %), в основной капитал — 57 % (в 2017 – м — 71 %). В том, что касается внедрения новых методов и технологий, картина в целом остается стабильной: агрофирмы планируют внедрять прежде всего новые подходы в защиту культур — 51 %, 49 % опрошенных — в удобрения и 48 % — в селекцию.

 

«Очевидно, что период бурного роста достиг пика, и мы переходим на новую стадию, в которой конкурентоспособность и снижение издержек становятся определяющими факторами. Однако экономия бывает разной. Стоит отметить, что российские аграрии научились считать деньги, и даже в нынешних условиях существенная часть компаний продолжает наращивать инвестиции, в том числе и в инновационные системы защиты растений и высокопродуктивные гибриды. Две трети участников опроса определяющим фактором при выборе семян назвали именно продуктивность, а вовсе не стоимость. Этот процент удивительным образом совпадает с долей компаний, которые планируют увеличить доходность от реализации аграрной продукции. Что касается средств защиты растений, то в существующей ситуации для сельхозпроизводителей все более актуальной становится цена, и поэтому экономически целесообразно переходить на локализацию производства, чем в том числе занимается сейчас «Сингента» Мы официально заявили о намерении локализовать производство гербицидов в России до 80 % от объема продаж к 2019 г. и локализовать производство всего портфеля СЗР до 80 % к 2021 г.», — комментирует результаты исследования директор по корпоративным коммуникациям в России и странах KAZBEC компании «Сингента» Андрей Рогов.

«Признаки торможения, которые были заметны еще в прошлом году, начинают проявляться повсеместно. Снижение ожиданий компаний в части доходности, сокращение доли тех, кто планирует увеличить посевные площади, и падение инвестиций — тенденции, которые прослеживаются в исследовании этого года. Эффект от девальвации рубля и политики импортозамещения практически сошел на нет. Отрасль сейчас переходит на новую стадию развития. В нынешний период основной точкой для поддержания роста определенно должен стать курс на расширение экспортного потенциала. От того, удастся ли это российским аграриям или нет, будет зависеть, перейдем ли мы к новому росту или нас ждет некая стагнация. Второй важной особенностью наступающего периода может стать усиление политической нестабильности со стороны мировых аграрно-продовольственных рынков и, соответственно, резкие ценовые толчки извне», — заявил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.

Информация о компании «Сингента» «Сингента» (Syngenta) является ведущей сельскохозяйственной компанией мира. Помогая миллионам сельхозпроизводителей повышать эффективность использования имеющихся ресурсов, «Сингента» способствует повышению глобальной продовольственной безопасности. С помощью научных подходов мирового класса и инновационных решений в сфере растениеводства наши 28 000 сотрудников более чем в 90 странах работают для оптимизации процесса выращивания культур. Мы стремимся спасти земли от деградации, повысить биоразнообразие, а также развивать сельские сообщества. Для получения дополнительной информации посетите сайты www.syngenta.com и www.goodgrowthplan.com. Следуйте за нами в Twitter по ссылке www.twitter.com/Syngenta.

Предостерегающее заявление компании «Сингента» касательно предположительных заявлений

Данный документ содержит предположительные заявления, которые могут быть определены такой терминологией, как «ожидают», «могли бы», «будут», «потенциальный», «планы», «перспективы», «оцениваются», «в целях», «на пути» и т. п. выражениями. Такие выражения подвержены рискам и неопределенностям, в результате которых действительный результат может существенно отличаться от данных заявлений. Мы направляем вас за информацией в отношении этих и иных рисков и неопределенностей к общественно доступной документации компании «Сингента» в Комиссии по ценным бумагам и биржам США. «Сингента» не берет на себя обязательств по обновлению предположительных заявлений с тем, чтобы они отражали действительные результаты, измененные предположения или иные факторы. Данный документ не является целиком или частично предложением или приглашением купить или выпустить, или просьбой купить или подписаться на обыкновенные акции компаний «Сингента АГ», «Сингента АДС» и не составляет основу и не может являться ссылкой в связи с заключением подобных контрактов.

1Опрос ВЦИОМ проведен в марте 2018 . Выборка неслучайная, целевая. Опрошены активные руководители и первые лица агропромышленных предприятий России, занимающихся преимущественно растениеводством. В опросе приняли участие руководители 100 ведущих агрохозяйств из 21 региона России. Метод опроса — личное формализованное интервью по телефону.